Заметки опубликованы в газете «Верный путь» Правдинского городского округа в период времени с 16 декабря 2016 г. по 8 сентября 2017 г.
Автор: В. Гусев, краевед.
Автор выражает сердечную благодарность уроженке города Фридланда госпоже Урсуле Клуге (урожд. Яндт) за предоставленные исторические фотографии из её личного архива.

Интересное - рядом
Течет река Лава. Часть 2.

Течёт река Лава
(Продолжение)

На протяжении семидесяти одного послевоенного года предпринимались неоднократные попытки продолжения использования реки Лавы для судоходства, которые до сего дня остаются безрезультатными.

Уже в Постановлении Совета Министров СССР «О мероприятиях по хозяйственному устройству Кёнигсбергской области» № 1298 от 21 июня 1946 г. был соответствующий пункт:

«13. Обязать Министерство речного флота:

а) приступить к работам по восстановлению судов, барж и речных путей Кёнигсбергской области и обеспечить в навигацию 1946 года судоходство от г. Юрбаркаса до г. Кёнигсберга по рекам Неман и Гильге, каналу Фридрих-Грабен, рекам Дейма, Прегель и Алле.»

К концу октября того же года водное сообщение было установлено с Каунасом, Клайпедой и Черняховском, а вот судоходство по реке Алле восстановлено не было. О причинах можно только предполагать. Определённо, что большие сложности создавали разрушенные во время боёв мосты, а наведённые сапёрами новые мосты не предполагали возможностей для прохода судов. Да и самих судов было мало.

Но, уже во исполнение нового, принятого Советом Министров СССР Постановления № 2584 от 21 июля 1947 года, Правдинский Райисполком Совета депутатов 18 декабря 1947 решил: «Передать на баланс Калининградского технического участка пути Министерства речного флота на реке Алле:

1) Господский двор Кукенен – жилой дом на 4 семьи, сарай и земельный участок общей площадью 5,5 га,

2) Населённый пункт Шёнтриттен – жилой дом на 3 семьи, сарай и земельный участок общей площадью 4 га,

3) Населённый пункт Шаллен – жилой дом на 3 семьи, сарай и земельный участок общей площадью 4 га».

Упоминание в этом документе, хранящемся в Государственном архиве Калининградской области, господского двора Кукенен (находился в 3 километрах на северо-восток от Правдинска и ныне не существует) свидетельствует о намерении восстановить водный путь до Правдинска. А с 1947 года Прибалтийское бассейновое управление пути начало также обращаться в Главводпуть с просьбой решить вопрос о восстановлении Мазурского канала. Для того, чтобы суда могли оказаться в Мазурском канале, им требовалось бы проходить около 22,5 км вверх по реке Алле от её устья. Для рекогносцировочных обследований канала и реки Алле в 1948 году Прибалтийским бассейновым управлением пути была направлена специализированная партия, а в 1953 году – группа инженеров. Последнее исследование Западного бассейнового управления пути датировано 1958 годом. В нём подтверждалась возможность осуществления проекта водного пути от Балтийского до Чёрного моря при условии достройки Мазурского канала, а также соединения искусственным водным путём Мазурских озёр и Августовского канала. Развития данной возможности не последовало.
Справочник «Внутренние водные пути СССР», изданный в 1975 году, относит реку Лаву к водным путям и сообщает следующее: «Все гидросооружения на р. Лаве и Мазурском канале в настоящее время находятся на консервации, регулярное судоходство отсутствует. В ближайшей перспективе предполагается использовать для судоходства нижний участок р. Лавы для вывозки в приречные города песчано-гравийной смеси из правобережного пойменного карьера». Однако, на карте «Карте водных путей Калининградской области» 1976 года ни Лава, ни канал уже не обозначены внутренними водными путями. Не содержит упоминания Лавы и Перечень внутренних водных путей Российской Федерации 2002 г.

Но интерес к восстановлению судоходства на реке не угас. И катализатором этого послужили межгосударственные отношения. Соглашение 1992 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша «О сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации и Северо-восточных воеводств Республики Польша» содержит статью, которая предполагает рассмотрение возможности использования Мазурского канала для транспортного и туристического сообщения.

С тех пор этот вопрос неоднократно рассматривался представителями российских и польских властей разного уровня. Конкретные совместные предложения, к сожалению, пока не выработаны.

«Схемой территориального планирования Калининградской области» (вариант 2015 г.) предусмотрено восстановление в 2020-2030 гг. водного пути по реке Лаве и Мазурскому каналу до границы с республикой Польша, открытие международного судоходства по этим водным путям и организация международных туристических маршрутов. Однако, по состоянию на конец 2016 года нет никаких данных о подготовке к осуществлению этих планов.
На фото:
1. Фрагмент послевоенной схемы водного пути по реке Алле с нанесёнными километровыми отметками.
2. Последние сохранившиеся довоенные цельнометаллические плавательные средства на реке Лаве у ГЭС-4 возле пос. Курортное: на ремонте водосброса в 50 – х годах и несколько лет назад.


Течёт река Лава
(Продолжение)


Так совпало по времени, что река Алле стала активно использоваться для водного спорта и туризма вскоре после появления в 1924 году двух живописных водохранилищ. Любопытное сравнение, подчёркивающее значимость находящегося рядом с нами природного богатства: Правдинское водохранилище имеет площадь водной поверхности 2,8 км², водохранилище у пос. Курортное (в настоящее время спущенное из-за незавершенного ремонта ГЭС-4) – 1,2 км². По общей величине водной поверхности эти два водохранилища на реке Лаве только в 4,4 раза уступают всем известному Виштынецкому озеру (17,6км²).

В крупных и средних населённых пунктах, которые расположены вдоль реки, были основаны гребные клубы, игравшие большую роль в популяризации водных видов спорта и предоставлявшие также возможности для остановки туристов - водников. Например, такие клубы были в городах Фридланде, Алленбурге и Велау (ныне г. Правдинск, пос. Дружба и пос. Знаменск).

Клубы использовали лодки для академической гребли: двойки, четвёрки, восьмёрки, с рулевым и без него. Членами клубов были как мужчины, так и женщины. За сезон спортсмены «проходили» до 1000 километров.

Во Фридланде база гребного клуба находилась рядом с автомобильным мостом в самом начале улицы Большая Садовая. Фотографии из собрания уроженки Фридланда госпожи Урсулы Клюге дают возможность перенестись на несколько десятилетий назад и представить - как всё тогда выглядело.
Начиная с 20-х годов прошлого века на территории Восточной Пруссии стал популярен байдарочный туризм. Река Алле относилась к числу наиболее популярных для сплавов водоёмов. Для всей территории Восточной Пруссии были разработаны байдарочные маршруты, описания и схемы которых были собраны в неоднократно переиздававшихся специализированных путеводителях. В этих описаниях можно встретить важные для водных туристов детали, касающиеся водохранилища, электростанции «Остпройссенверк» и города Фридланда:

- посещение электростанции было бесплатным, но предварительно необходимо было заполнить и отослать по почте в дирекцию станции в Кёнигсберг собственноручно подписанный специальный формуляр, где турист соглашался с выполнением определённых условий во время нахождения на водохранилище и электростанции (турист обязуется не наносить ущерб сооружениям станции и защитной дамбе, станция не несёт ответственности перед туристом – он находится здесь на свой страх и риск, запрещено находится на дамбе вне места, предназначенного для переноса байдарок, турист обязуется не создавать препятствий рыбоводству и рыболовству на водохранилище, которые организует дирекция электростанции, турист не ожидает помощи при переносе байдарок);

- среди достопримечательностей города перечислялись городская стена, кирха Святого Георга, краеведческий музей;

- байдарки можно было оставлять на территории гребного клуба, откуда в пяти минутах ходьбы находилась возможность для ночлега - молодёжный приют.
К началу 40-х годов прошлого века город Фридланд, кроме оборудованной городской купальни на северном берегу Мельничного пруда (напротив кирхи), имел на водохранилище, в урочище с названием Хопфензак (сегодня это место неофициально называют «третий залив»), оборудованную городскую зону отдыха на воде, которая хоть и была очень отдалена от города, но пользовалась большой популярностью. Здесь были большой песчаный пляж, огороженное место для купания, вышка для прыжков в воду, причальная стенка для лодок и катеров, имелся торговый киоск и большой крытый павильон для проведения культурно-массовых мероприятий. В качестве строительного материала была использована древесина и на сегодняшний день от всей инфраструктуры сохранились лишь остатки фундамента павильона.
На фото:
1. Спортсмены на базе Фридландского гребного клуба.
2. Двойка с рулевым во время показательных выступлений. На заднем плане городская стена Фридланда.
3. Зона отдыха в урочище Хопфензак (видна вышка для прыжков в воду и причал).
4. Вид с вышки на городской пляж.

Течёт река Лава
(Продолжение)

Вспомнив историю, обязательно нужно оценить степень сегодняшнего и потенциального использования водного богатства Правдинского городского округа в целях активного туризма, водного спорта, отдыха.

На памяти ещё прокат лодок и катамаранов на Мельничном пруду в Правдинске, но это было тоже более 20 лет назад и сейчас таких возможностей ни у жителей, ни у туристов нет. На самой реке Лаве в летний сезон изредка можно увидеть сплавляющиеся на собственных надувных лодках и плотах группы туристов.
Удивительно, что до сих пор в Правдинске нет детско-юношеской спортивной школы по водным видам спорта, которая может иметь базу как на Мельничном пруду, так и на водохранилище. Несомненно, интерес к водному спорту в нашей морской области существует. Даже кадетские классы в некоторых школах - морские. Будем надеяться, что вскоре мы сможем увидеть на водной глади паруса яхт малого класса. Последний раз яхту в Правдинске можно было видеть лет 60 назад.
Водохранилище на реке Лаве у г. Правдинска может стать ареной проведения традиционного водного спортивного фестиваля областного уровня с участием байдарок, малых яхт и других плавсредств, что будет положительно влиять на популяризацию водного спорта и туризма в Калининградской области. Особую красочность, а также международный характер, придаст такому фестивалю совмещение его даты с днём проведения ежегодного международного байдарочного сплава «Лына-Лава».

Пока этот сплав, имеющий уже шестнадцатилетнюю историю, не привёл к развитию на реке Лаве байдарочного туризма. Вместе с тем, опыт польской части реки Лыны, реки Анграпы в Озёрском районе и каналов Полесского района показывает, что запрос на такой вид водного туризма существует. Подготовлено описание байдарочного маршрута по Калининградской области, включающего реки Лаву, Преголю, Дейму и каналы Полесского района.
Большие открытые водные пространства водохранилищ и протяженная береговая линия реки Лавы позволяют вести речь о множестве разнообразных рекреационных предложений, которые касаются не только различных водных видов туризма и спорта (яхты малого класса, лодки, байдарки, прогулки на пассажирских катерах, буерный спорт зимой), но и многих других видов отдыха и активного туризма на берегу (круглогодичная рыбалка, велосипедный туризм, отдых в сельской усадьбе, кемпинге или палатке, познавательный и экологический туризм и т.д.).

Если внимательно исследовать берега Лавы, то окажется, что вдоль неё есть заброшенные здания, которые вполне могут стать гостевыми домами, есть чудесные бухты, пригодные для расположения лодочных станций и небольших «приютов рыбака».

Появление в прошлом году «Программы развития туризма Правдинского городского округа» внушает оптимизм относительно перспектив использования водного богатства, которым мы обладаем.
На фото:
1. 15 прокатных лодок на Мельничном пруду в Правдинске, 1990 год.
2. Яхта «Чайка» на водохранилище у ГЭС-3, 50-е годы прошлого века.
3. Участники международного байдарочного сплава по реке Лына-Лава на Правдинском водохранилище.
4. Так может выглядеть Мельничный пруд и водохранилище: мини-яхты для занятий молодежью водным спортом.

Течёт река Лава
(Продолжение)

Издавна люди использовали воды реки Алле для строительства водяных мельниц. А на рубеже XIX – XXвеков возникли планы строительства на реке электростанций. Появление двух довольно крупных для своего времени гидроэлектростанций во Фридланде и Гросс Вонсдорфе (пос. Курортное) стало для Восточной Пруссии выходом из сложной ситуации, сложившейся по итогам Первой мировой войны. Провинция оказалась отрезанной от угольных месторождений Германии и для автономного обеспечения электроэнергией рассматривались разные варианты. Строительство электростанций на торфе и гидроэлектростанций на строящемся Мазурском канале было отвергнуто по разным причинам. И в апреле 1920 года стартовало строительство гидроэлектростанции акционерного общества «Остпройссенверк» во Фридланде, на котором было занято около 250 рабочих. Для их размещения и питания были возведены бараки. Уже к концу 1921 года была построена временная электростанция для обеспечения электроэнергией стройки.

Если внимательно посмотреть на старую карту, то можно увидеть, что электростанция строилась не поперёк реки, а параллельно ей, на суше, в самом узком месте речной петли. Также на суше строился и туннель для аварийного водосброса.
Благодаря строительству дамб были заполнены 2 водохранилища, перепад уровней воды составлял 14 метров во Фридланде и 5 метров в Гросс Вонсдорфе. Дамба во Фридланде при высоте в 17 м и длине в 800 м имеет объём в 150 тыс. куб.м. грунта. Газеты того времени, подчёркивая масштабность осуществлённых работ, писали, что по объёму это составляло более 25 тыс. железнодорожных вагонов. Имелась в виду, вероятно, узкоколейная железная дорога.

Необходимо отметить разницу в режиме работы двух упомянутых электростанций. Фридландская ГЭС была изначально задумана, как станция, закрывающая потребность в моменты максимального потребления электроэнергии, которое колеблется в течение суток. Затем гидроагрегаты останавливались, и происходило накопление воды в водохранилище. Поэтому ежедневно уровень и скорость движения воды в реке ниже электростанции претерпевали изменения согласно графику. Это, кстати, препятствовало активному росту водной растительности в черте города Фридланда. Электростанция в Гросс Вонсдорфе, наоборот, была призвана обеспечивать равномерный сброс воды в течение суток, чтобы «выравнивать» уровень реки ниже себя и не создавать препятствий для судоходства.
Первая турбина электростанции во Фридланде была введена в строй в марте 1924 года.

Постановление Государственного Комитета Обороны № 9209сс от 26 июня 1945 года обязало Наркомат электростанций СССР «впредь до уточнения границ Восточной Пруссии принять в своё ведение электростанцию «Пейзе», в районе Пиллау, мощностью 76 тысяч киловатт, электростанцию «Кюсси» в г. Кенигсберге мощностью 48 тысяч киловатт, электростанцию в г. Гумбиннене мощностью 13 тысяч киловатт, гидроэлектростанцию в г. Фридлянде мощностью 12 тысяч киловатт». Постановление касалось также высоковольтных линий электропередач на напряжение 60 и 15 киловольт, понизительных подстанции и трансформаторов, всех подсобных предприятий, жилых домов, складов и материальных ценностей. Сохранившиеся электростанции, подстанции и линии электропередач Наркомат обязан был включить в работу в месячный срок, обеспечив электроэнергией в первую очередь военно-морские базы и военные организации.
Обе электростанции на реке Лаве проработали до 70-х годов прошлого века, пока не стало совсем плохим состояние гидроагрегатов. В 1968 году проектный институт из Ленинграда выполнил работы по технико-экономическому обоснованию реконструкции ГЭС-3. Здания и сооружения находились в хорошем состоянии, ремонтные работы необходимы были только на плотине. Был предложен вариант установки отечественного оборудования, который позволил бы обеспечить мощность гидроэлектростанции после реконструкции в 13 100 квт. Данный проект не осуществился и обе электростанции были разукомплектованы. Только в 1997 году снова появился интерес к эксплуатации станций. К сожалению, он ограничился только установкой в 1999 году оборудования на ГЭС-3 мощностью 1 140 квт. С тех пор здание ГЭС-4 в Курортном стоит законсервированным без оборудования, а в машинном зале ГЭС-3 зияет пустота на месте трёх когда-то стоявших агрегатов.
Кстати, выше по течению, у наших польских соседей на Лыне работает целый каскад малых гидроэлектростанции, производящих экологически чистую электроэнергию.

Пока не осуществлена возникшая несколько лет назад интересная идея о создании музея энергетики при Правдинской ГЭС-3. Во всяком случае, начало был положено с создания открытой площадки, на которой хранились снятые во время ремонта Правдинского гидрокаскада части водяных турбин. В таком музее под открытым небом можно сохранить и подвергающиеся постепенной замене элементы энергетических сетей, построенных около 90 лет назад (металлические, железобетонные и деревянные опоры линий электропередач, настенные кронштейны, трансформаторы и др.).

На фото:
1. Схема расположения электростанции ГЭС-3 относительно естественного русла реки.
2. Строительство электростанции во Фридланде (ныне ГЭС-3). Справа вдалеке виден временный мост через реку.
3. Туннель для аварийного водосброса в момент стройки.
4. Строительство электростанции и шлюза в Гросс Вонсдорфе (ныне ГЭС-4).